Драгоценности — топазы

«У меня есть желтые топазы, как глаза тигров, и розовые, как глаза голубей, и зеленые, как глаза кошек». Цитату Оскара Уальда можно продолжать до бесконечности: прозрачные, как капля росы, и искрящиеся, как пламя огня, и огромные, как небесные звезды. Все это и даже больше справедливо, когда речь идет о топазе.

Упоминание этой местной достопримечательности есть в каждом путеводителе по Вене. Искать его следует в музейном разделе. На странице музея естествознания. Ближе к концу. Сразу после скелета динозавра, пышнотелой Венеры Виллендорфской эпохи палеолита и рассказа об уникальной ботанической коллекции. В первых строках описания великолепного собрания драгоценных камней речь идет о нем, самом большом в мире топазе.

На входе в такие места нужно помещать табличку – в драгоценностях вход запрещен. Современные ювелирные шедевры могут посостязаться с музейными экспонатами в дизайнерском оформлении. Но когда дело доходит до сухих цифр – любые изыски бледнеют и уходят на второй план. По крайней мере пара моих голубых топазов в ушах готова была предательски провалиться сквозь землю уже после первой минуты пребывания рядом со 117-килограммовым собратом.

Это чудо природы – 585 000 карат чистого кристалла желтого оттенка (или 975 000 пар моих сережек) – родом из Бразилии. Совершенно прозрачный кристалл размером с небольшую микроволновку (пускай не самое уместное, зато наглядное сравнение) попал в хранилища Венского музея естествознания более 30 лет назад и с тех пор удерживает титул самого крупного кристалла ювелирного топаза. Оговорка «ювелирного» совершенно необходима, дабы не упрекнуть служителей музея во лжи. Кристаллы, превосходящие венский по размерам, но уступающие в остальных характеристиках, давно украшают коллекции не менее именитых мировых музеев.

Чтобы найти топаз такого размера, бразильским горщикам пришлось прочесывать копи на протяжении трех сотен лет, с первого дня освоения бразильских месторождений. Но сами топазы стали известны человечеству гораздо раньше. Они неоднократно упоминаются в Священном Писании и на страницах мировой истории, в основном как дорогостоящие украшения предметов статуса: орденов, корон, дворцовых палат.

Такой популярности камни обязаны многообразию расцветок. Чистый кристалл насыщает цветом наличие химических примесей – железа, хрома или титана. Благодаря такому «дефекту» рождается цветовая палитра, достойная мастерской художника. Вы когда-нибудь слышали о красном топазе или темно-фиолетовом? Нет? Между тем названные образцы не просто существуют, но и имеют весьма солидную стоимость. Голубые, желтые, чайные, розовые, золотистые и даже полихромные (двух-, трехцветные кристаллы) топазы. В природе нельзя встретить разве что чисто-зеленый топаз, в то время как зеленовато-желтый – пожалуйста. Целая радуга цвета – проклятье и благодать для одного камня: уникальные оттенки ценятся на вес золота, но из-за них же топазы путают с более дешевыми самоцветами. Лишь изредка неразбериха играет им на руку, чистые бесцветные топазы путают не с чем-нибудь, а с настоящими бриллиантами. Помогает не только кристальная прозрачность, но и высокая прочность кристалла – топаз царапает стекло и лишь на два балла отстает от алмаза в шкале твердости.

Помимо родины венского топаза, не менее ценные образцы находят сегодня во многих уголках мира – от Мексики до Пакистана. На этой карте отмечена и Россия. В нашей стране топаз стали добывать еще в XVIII веке на Урале. Кристалл в основном голубого цвета уральские горщики из-за большой удельной плотности называли тяжеловесом. В Венском музее на этом внимание не акцентируют. Незачем. Глядя на чудо-топаз, вряд ли у кого-то возникнут сомнения в весовой категории этого камня. Чемпион в тяжелом весе (и в прямом, и в переносном смысле), иначе не скажешь.